История Белорусского вокзала

Белорусский вокзал и Тверская застава

Эту площадь москвичи чаще называют площадью Белорусского вокзала (она и впрямь так именовалась с 1932 по 1990 год). Между тем, настоящее ее название — Тверская застава или площадь Новых Триумфальных ворот. Триумфальные ворота были возведены здесь в 1827 году по проекту архитектора О.И. Бове вместо деревянных, сооруженных в 1814 году в честь победы над французским императором Наполеоном I. Ворота оформляли торжественный въезд в город и стояли в центре площади Тверской заставы, откуда начиналась дорога на Петербург. В 1936 они были разобраны, в 1966-м воссозданы на Кутузовском проспекте, около Музея-панорамы «Бородинская битва». Часть подлинных фрагментов Триумфальной арки до сих пор находится в Музее архитектуры и в Донском монастыре.

С 1870 года постоянным соседом Триумфальной арки по площади стал Смоленский (Белорусский) вокзал. Его появление во многом сказалось на развитии площади, которая в короткое время «обросла» трактирами, пивными, меблированными комнатами, гостиницами и мелкими лавочками. В 1872 году на площадь из центра стала ходить конка.

Движение по одной из основных линий Белорусской железной дороги Москва — Брест было открыто в 1871. Поэтому одно из старых названий вокзала — Брестский. В 1909 году Белорусский вокзал перестраивается по проекту инженера И.И. Струкова. По его же проекту был построен мост через железнодорожные пути, соединивший Тверскую улицу и Петербургское шоссе (Ленинградский проспект). Сам вокзал в 1912 году после реконструкции получил название Александровского, в 1922-м был переименован в Белорусско-Балтийский и только в 1936-м стал Белорусским.

В 1976 году на площади построили новое здание вокзала, а старое реконструировали. Вскоре вид площади Тверской заставы вновь изменится. Планируется глобальная ее реконструкция.

Как строился Белорусский вокзал?

История этого вокзала взяла свое начало еще в конце апреля 1869 года. Возведение всех построек вокзала поручили крупному предпринимателю, а также владельцу кирпичных заводов Немчинову. Стройка вокзала проходила довольно быстро, так как в сентябре 1870 года первое двухэтажное здание из камня было уже оштукатурено.

Уже 19 сентября того самого года праздновала свое открытие Московско-Смоленская железная дорога. Затем в ноябре месяце 1871 г. было принято решение об увеличении железной дороги от города Смоленска до Бреста, в результате чего вокзал стал носить название - Брестский.

Весной 1896 года была запланирована коронация Николая II и в связи с этим торжественным событием, известному архитектору Кекушеву поручили срочно построить Императорский павильон для встречи царской семьи на Брестском вокзале. Уже в мае того же года в правой части вокзала вырос деревянный терем.

Этот павильон еще долгие годы служил для торжественных встреч знатных лиц. Окончил он свое существование лишь в 1908 году, когда началась постройка современного вокзального здания.

С каждым годом количество желающих ездить по железным дорогам быстро возрастало. В связи с этим было решено увеличить количество платформ и перестроить весь вокзал.

В 1907 году реконструкцию Брестского вокзала поручили архитектору И. Струкову. Весной 1910 года правая часть здания была уже возведена. На Брестском вокзале выложили четыре новые посадочные платформы. 25 мая 1910 года праздновалось официальное открытие первой очереди вокзала. А торжественная церемония левого крыла состоялось уже 26 февраля 1912 года.

Новый возведенный вокзал был очень красив, он занимал в несколько раз больше места, чем прежний вокзал. Реконструкция обошлась государственной казне около миллиона рублей, но посмотрев на это сказочное здание, сразу становилось понятным то, что средства были потрачены не зря. После реконструкции в кассах вокзала были установлены аппараты для выдачи железнодорожных билетов, это были первые аппараты по всей Москве. Большое восхищение у людей также вызывал архитектурный облик здания, уникальная отделка интерьеров и современное техническое оборудование телеграфа.

4 мая 1912 г. вокзал переименовали с Московско-Брестской железной дороги в Александровскую. А в августе месяце 1922 года прошло объединение следующих дорог: Александровская и Московско-Балтийская пути объединили в Московско-Белорусско-Балтийскую. В результате чего вокзал переименовали в Белорусско-Балтийский.

А Вам понравилась История Белорусского вокзала?





Несколько случайных фотографий. За каждой из них скрывается своя история...


  • Истории Москвы по категориям:

    вокзалы дома монастыри площади районы улицы