История гостиницы Метрополь
Проездом он был всегда, еще в XV веке встречаются первые упоминания о нем, а вот Театральным только с 1830 года, когда и в самом деле стал вести к театру. До этого проезду впору было именоваться Банным, так как бань близ реки Неглинной стояло в изобилии. В 1838 купец Челышев строит в начале проезда на пустыре около Театральной площади двухэтажный дом, во дворе которого размещает бани «Челыши», затем Хлудовы откупают дома грузинских царевичей между Неглинной и Рождественкой и строят такие бани, что хозяева Сандунов теряют дар речи.
Но по счастью, вместе с банями возводились торговые склады и пассажи, благодаря чему торговое значение улицы вскоре весьма возросло (а вместе с этим и цены на землю). В 1898 году «Челыши» приобрело Северное домостроительное общество, учрежденное промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, который решил построить тут первоклассный отель. К строительству привлекли лучших архитекторов, денег не жалели и не считали, и в 1901 году проезд украсило великолепное здание, фирменным знаком которого стало керамическое панно. Эскиз панно — «Принцесса Греза» — создал сам Михаил Врубель. Назвали гостиницу гордо — «Метрополь».
В 1869 году меценаты братья Павел и Сергей Третьяковы приобрели участок на Никольской улице. Причем не просто так, а с тем, чтобы устроить от Никольской к Театральному еще один проезд. Говорили, что решение принял Павел Михайлович Третьяков после того, как на Никольской улице, у самых Китайгородских ворот, застрял огромный обоз. Новому проезду было дано имя братьев, а на арке укрепили табличку с надписью «Почетныхъ гражданъ П.М. и С.М.Третьяковыхъ».
В 1909 году около стены Китай-города, прямо против Рождественки, поставили памятник первопечатнику Ивану Федорову, устроенный стараниями Московского Археологического общества. Вплотную же к Лубянской площади примыкала величественная часовня Пантелеймона Целителя или Пантелеймоновская часовня. К сожалению, в 1930-х годах ее снесли.
Но по счастью, вместе с банями возводились торговые склады и пассажи, благодаря чему торговое значение улицы вскоре весьма возросло (а вместе с этим и цены на землю). В 1898 году «Челыши» приобрело Северное домостроительное общество, учрежденное промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, который решил построить тут первоклассный отель. К строительству привлекли лучших архитекторов, денег не жалели и не считали, и в 1901 году проезд украсило великолепное здание, фирменным знаком которого стало керамическое панно. Эскиз панно — «Принцесса Греза» — создал сам Михаил Врубель. Назвали гостиницу гордо — «Метрополь».
В 1869 году меценаты братья Павел и Сергей Третьяковы приобрели участок на Никольской улице. Причем не просто так, а с тем, чтобы устроить от Никольской к Театральному еще один проезд. Говорили, что решение принял Павел Михайлович Третьяков после того, как на Никольской улице, у самых Китайгородских ворот, застрял огромный обоз. Новому проезду было дано имя братьев, а на арке укрепили табличку с надписью «Почетныхъ гражданъ П.М. и С.М.Третьяковыхъ».
В 1909 году около стены Китай-города, прямо против Рождественки, поставили памятник первопечатнику Ивану Федорову, устроенный стараниями Московского Археологического общества. Вплотную же к Лубянской площади примыкала величественная часовня Пантелеймона Целителя или Пантелеймоновская часовня. К сожалению, в 1930-х годах ее снесли.