История Курского вокзала
Курский вокзал имеет очень интересную историю, включающую переезд из одного места в другое, а также несколько реконструкций и перестроек.
Изначально этот вокзал назывался Нижегородским, он был построен в середине 19 столетия за пределами тогдашней Москвы и встречал поезда из Орла, Тулы и Курска. Расположили его за официальной чертой города, которой в то время служил Камер-Коллежский вал, вблизи Большого Никольского переулка, знакомого сегодня москвичам под названием Путейский тупик.
Станция находилась в ведении Главного Общества Российских железных дорог и по сути была частным объектом. На протяжении долгих лет вокзал числился как временный. Этот факт, а также не очень привлекательное место расположения вокзала, останавливало учредителей во вложении средств в его развитие. Небольшая, скромная деревянная постройка станции за 30 лет обзавелась лишь парой пристроек. Государство тоже не проявляло инициативы по преображению Нижегородского вокзала, планируя всевозможные варианты его перемещения либо объединения с другими станциями.
К концу 19 века стали активно прокладываться новые железнодорожные пути. Царское правительство взяло под контроль их реконструкцию, а также выкупило немало существующих станций, в число которых попал и Нижегородский вокзал. Именно этот факт сыграл значительную роль в судьбе вокзала: было решено объединить его с Курским, который возводился вблизи Садового кольца.
1896 год стал датой рождения для Нижегородско-Курского вокзала, который просто стали именовать Курским. Белоснежное здание с колоннами, красивой лепниной на стенах и потолках внутри помещений распахнуло двери пассажирам 14 июня 1896 года. Строительству нового вокзала поспособствовало развитие Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железных дорог. Старая Нижегородская станция еще долгое время использовалась для товарных поездов и станционных нужд. Однако потом Москва поглотила ее своей реконструкцией. Сегодня на этом месте располагаются кварталы жилых домов.
Очередной реконструкции Курский вокзал подвергся уже во времена советской власти. В 1938 году перестройка была произведена по проекту архитектора Волошина. И еще спустя несколько десятилетий – в 1972 году - старое здание стало лишь частью нового вокзального комплекса. Вокзал 1938 года лег в основу одного из центральных залов, поэтому и сейчас можно полюбоваться творениями архитектора Волошина. Новое, современное и просторное здание с витражной стеной, обращенной на привокзальную площадь, с девятиметровой складчатой крышей-козырьком и просторными залами, с эскалаторами и подземной камерой хранения стало способно вместить до 11 тысяч человек одновременно.
Сегодня Курский вокзал исправно принимает гостей столицы из Нижнего Новгорода, Крыма, Кавказа и городов многих других направлений.